На свете существует несколько принципиальных вопросов, на которые человечество не в состоянии ответить однозначно. Один из них — какую резину надевать на колёса зимой — с шипами или без? Можете поверить, мы посвятили поиску своего ответа немало времени и сил.

Главная разница, конечно, географическая и климатическая. Краснодарец вряд ли всерьёз решит прикупить шипованные покрышки, точно так же как житель Мурманска твёрдо знает, что без шипов на зимних дорогах его неминуемо ждёт кювет. Это, кстати, подтверждает наш опрос в социальных сетях «Вконтакте» и Facebook. Жители южных районов докладывали, что некоторые храбрецы даже ездят на летней круглый год и ничего, живы. В то же время один из ответов гласил: «120% мурманчан на шипах!»

Аналогично с восточным направлением: чем климат континентальнее, чем более суровее и снежнее зимы, тем чаще пользователи сообщали о шипованной резине. А про нешипованную — или, по науке, фрикционную — писали южане и жители мегаполисов, которые на зимний период вообще отказываются от выездов за пределы города. Понемногу в эту категорию добавляются обитатели средней полосы России, где вот уже которую зиму то снега не дождаться, то холодов. Но поклонников шиповки всё равно больше.

Легко догадаться, почему: шипованная резина имеет преимущество на льду и снегу, с которыми на большей части территории нашей страны никаких перебоев зимой не наблюдается. О масштабах этого преимущества нам удалось составить собственное впечатление в Финляндии, на одном из лучших мировых полигонов для испытания зимних шин «Белый ад» (White Hell).

Полигон находится за Полярным кругом, в Лапландии, в живописном округе Ивало, рядом с деревней Саариселькя. На полигоне два озера, Таммиярви и Пильвери, лёд которых используется для испытания покрышек на экстренное торможение и боковое скольжение.

Нам повезло с погодой — было около -6 по Цельсию, а при этой температуре свойства льда таковы, что разница между фрикционной и шипованной резиной особенно велика. Оценить её мы смогли на примере покрышек Nokian Hakkapeliitta 8 SUV (шипы) и Hakkapeliitta R2 SUV (фрикционная). Длина тормозного пути на льду у вторых оказалась на 15 метров больше, чем у первых!

Второй тест, на боковое скольжение, наши эксперты назвали даже более важным, чем экстренное торможение. Потому что тормозить в стиле «тапок в пол» нам приходится, к счастью, не слишком часто, а вот перестраиваться из ряда в ряд — каждый день, и от того, как поведёт себя покрышка, попав на скользкий участок, может зависеть жизнь всех сидящих в автомобиле. В этом испытании шипы снова были на голову лучше конкурентов: шипованные покрышки быстро находили сцепление со льдом, а вот фрикционные отправляли автомобиль в неуправляемый занос. Ощущения, конечно, экстремальные, но зато «картинка» — на загляденье!

Только поездка по заснеженной лесной дороге позволила нам сказать, что различия между фрикционной и шипованной резиной минимальны. И всё равно шипованная Hakkapeliitta держалась за едва заметную дорогу чуть лучше, чем «липучка».

Разумеется, стандартными автомобильными тестами мы себя не ограничивали. С помощью музея занимательных наук «Экспериментаниум» и тамошнего специалиста, Александра Кочеткова, который знает толк в переработке полимеров, мы подвергли шины экстремальному испытанию — погрузили их куски в жидкий азот! А это, между прочим, -196 градусов!

В качестве тестовых образцов мы взяли фрикционную резину Continental — и отечественную, завода «Кама» — так называемую «всесезонку». Эксперимент явно показал: она совершенно не годится для морозов. Собственно, и производитель об этом же говорит, указывая в инструкции самую нижнюю температуру эксплуатации -5 градусов, но есть же люди, которые пытаются ездить на ней в -20! Делать этого явно не стоит: после экстремального охлаждения «всесезонка» совершенно утеряла эластичность и стала разрушаться, а уж после того, как мы побили по ней молотком, приобрела совершенно некондиционный вид.

Образец фрикционной резины снова становился гибким уже на третьей секунде после того, как покидал колбу с жидким азотом, и удары молотком не нанесли ему особого ущерба.

Ещё одним нестандартным тестом стал забег, который мы устроили вместе с Равилем Мубиновым — по льду катка в парке «Сокольники», в сандалиях из покрышек, которые по спецзаказу изготовил друг «Чуда Техники» Данила Крастер.

Для забега мы использовали шипованную и фрикционную шины фирмы Continental. Состязание закончилось убедительной победой Равиля, который бежал на нешипованной резине. Однако он несколько раз упал — а вот мне на моих шипованных сандалиях удалось устоять.

Как минимум один вывод можно сделать точно: может быть, на фрикционной и быстрее, но на шипованной точно безопаснее.

Окончательным испытанием мы решили сделать выезд на мокрый городской асфальт в -2 градуса — вероятно, самая привычная картина зимы в Москве последних лет. Нам на помощь пришёл Александр Каминский, президент «Академии водительского мастерства», специалист по безаварийной езде. Мы потратили не меньше трёх часов, выясняя, какие покрышки ведут себя лучше, с шипами или без. При этом использовали не только уже упоминавшуюся Hakkapeliitta, но и отечественные шины завода «Кама», которая очень неплохо себя показала.

Могу честно сказать, что и я, и Александр ждали от шипованных покрышек худших результатов: известно мнение, будто бы на мокром асфальте у них более длинный тормозной путь и хуже управляемость. Но оказалось, что разница между ними и фрикционными шинами минимальна. И вообще, как верно заметил Александр, безопасная дистанция для торможения зависит не от вида шин, надетых на колёса, а от того, насколько рано водитель заметил препятствие и нажал на педаль тормоза. И если это действительно так, то даже для городской езды лучше подходят шипованные покрышки, потому что, в отличие от фрикционных, смогут выручить вас на льду и в снегу.

Конечно, у шипованных шин полно недостатков. Вот список из тех, которые упоминаются автолюбителями чаще всего:

— шумят на дороге

— быстро приходят в негодность (теряют шипы)

— портят дорожное покрытие

По поводу последнего возразить нечего: как показывают исследования лаборатории исследования дорожно-строительных материалов НОЦ «Наноматериалы и нанотехнологии» МСГУ, при плюсовых температурах шипованные колёса очень быстро выбивают колею в асфальто-бетонном покрытии, которое используется на российских дорогах.

Возможно, из-за этих свойств шипованной резины им запрещён въезд в некоторые зарубежные страны. Как рассказал Антон Волков, основатель веб-ресурса «автотуристу.рф», те, кто зимой едет на горнолыжные курорты в Австрию и Италию через территорию Польши, сталкиваются с запретом на перемещение по тамошним дорогам на шипованной резине. Им приходится либо ехать 1000 км назад и переобуваться, либо — что происходит чаще — выдирать шипы из покрышек пассатижами.

По-хорошему, давно бы пора появиться покрышкам, которые могли бы выпускать шипы и втягивать их обратно по желанию водителя. И самое интересное, что прототип такой шины уже существует — его придумали в Nokian Tyres и показали нам.

Шипы выдвигались и прятались в покрышке при нажатии кнопки. Финские мастера никаких подробностей о разработке, конечно, рассказывать не стали, только подтвердили нашу догадку, что сигнал от автомобильного компьютера в шины поступает по беспроводной связи. Как сообщил представитель компании, в данный момент технологии производства шин не позволяют более-менее дёшево изготавливать подобные модели, и ждать их появления в продаже придётся лет 10, не меньше.

А чтобы не подвергать себя и окружающих излишнему риску на зимних дорогах, «Чудо техники» искренне рекомендует ставить шипованную резину. И помнить просьбы производителя: первые 500 км, которые вы проедете на шинах, по возможности, не подвергать их чрезмерным нагрузкам (резкому разгону или торможению), а ездить ровно и спокойно — тогда шипы правильно усядутся на свои места и не будут так быстро вылетать.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить